Программа профориентационной работы школы 2017-2018 уч.год

Цели

·        оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

·        выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

 

Задачи:

·        получение  данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся .

·        обеспечение широкого диапазона вариативности профориентационной работы за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках  технологии и в воспитательной работе;

·        дополнительная поддержка некоторых  школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства (это наши «трудные», дети из неблагополучных семей);

·        выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.

 

Пояснительная записка

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

Школа должна осознать свою долю экономической ответственности перед страной. Профориентационная работа занимает важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы нашел возможно более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.

Профессия (от лат. «ргоfessio» - официально указанное занятие, специальность) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека.

Ориентация - умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону.

В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.

В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.

Профориентация в личностном смысле - длительный и , в достаточной степени, необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.

Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях:  общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.

Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.

В школе профориентационная работа проводится под руководством директора, заместителями по воспитательной и учебно-воспитательной работе, классными руководителями, социальным педагогом, библиотекарем,  учителями-предметниками.

Главные задачи их деятельности по профориентации учащихся:

·        сформировать положительное отношение к труду;

·        научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;

·        научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

·        научить анализировать свои  возможности  и  способности, (сформировать  потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)

Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:

·        Профессиональная информация.

·        Профессиональное воспитание.

План работы осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности  в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней  школе.

Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий,  личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.

Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

Профессиональное консультирование -  изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.

Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.

Что касается форм работы, то это могут быть:

·        профориентационные уроки;

·        экскурсии;

·        классный час по профориентации;

·        встречи со специалистами;

·        профессиографические исследования;

·        родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.

Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы:

1) Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только  со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.

2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.

4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.

5) Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).

 

 План профориентационной работы в школе

 на 2017-2018 учебный год

 

 

Содержание деятельности

класс 

Ответственные

 

Организационная работа в школе

   

1.      

Пополнение  уголка по профориентации.
“Твоя профессиональная карьера”

Обновление стенда (общешкольного).

8-9

Классные руководители 8-9 классов

2.      

Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные учебные заведения выпускников IX кл.)

 

Зам. директора по УВР Сулимова О.Н

3.      

Сопоставление и обсуждение плана профориентационной работы на новый учебный год. 
 

 

Зам. директора по воспитательной работе

Буза И.А

4.      

Обеспечение школы документацией и методическими материалами по профориентации.

 

Зам. директора по воспитательной работе

Буза И.А

5.      

Пополнение библиотечного фонда литературой по профориентации и трудовому обучению

 

Зав. библиотекой Буровина Е.В

6.      

Обеспечение участия школьников в работе ученических трудовых объединений

 

Администрация

7.      

Организация работы предметных кружков на базе школьных мастерских, кружков декоративно-прикладного творчества, спортивно-технических, художественных

 

Зам. директора по УВР Сулимова О.Н, Шурыгина И.Е Зам. директора по ВР Буза И.А

8.      

Вовлечение учащихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами

 

Зам. директора по воспитательной работе Буза И.А, классные руководители

9.      

Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, Центром занятости

 

Зам. директора по воспитательной работе Буза И.А, классные руководители

 

Работа с педагогическими кадрами.

   

10.            

Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентацнонной работы с учащимися различных возрастных групп

 

Зам. директора по воспитательной работе Буза И.А

11.            

Предусмотреть в плане работы методических объединений педагогов рассмотрение вопросов методики профориентационной работы, обмен опытом ее проведения. 
“Подготовка учащихся к компетентному выбору профессии”.
“Методы работы с родителями по вопросу выбора профессии”;
“Профориентация в процессе изучения основ наук”

 

Зам. директора по воспитательной работе Буза И.А. 
Руководитель ШМО классных руководителей Буровина Е.В
педагог- психолог Ананина Л.В

12.            

Организовать для педагогов профконсультации 
по изучению личности школьника 
“Исследование готовности учащихся к выбору профессии”
“Изучение личностных особенностей и способностей учащихся”,
“Изучение склонностей и интересов”, 
“Изучение профессиональных намерений и планов учащихся”

5 – 9кл.
 

Педагог – психолог Ананина Л.В

13.            

Практиковать отчетность учителей-предметников,  кл. руководителей, руководителей кружков о проделанной работе

 

Зам. директора по ВР Буза И.А

14.            

Подготовка рекомендаций кл. руководителям по учету профессиональной направленности учащихся в педагогическом процессе

 

Педагог – психолог Ананина Л.В

15.            

Организовать помощь в разработке классных часов по профессиональной направленности учащихся

 

Зам. директора по ВР Буза И.А

16.            

Скоординировать деятельность учителей, работающих в классе, психолога, мед.работника и других специалистов, решающих задачи      профориентационной работы с учащимися

 

Зам. директора по ВР Буза И.А

 

Работа с родителями

   

17.            

Организовать для родителей лекторий по теме «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении»

 

Зам. директора по воспитательной работе Буза И.А

18.            

Проводить индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий учащимися, курсов по выбору, факультативов.
“Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования”

8-9

Кл. руководители 8-9 классов 
педагог-психолог Ананина Л.В

19.            

Организовать встречи уч-ся с их родителями  -представителями различных профессий

5-9

Кл. руководители 5-9 кл. 
Учителя-предметники

20.            

Привлекать родителей к участию в проведении экскурсий учащихся на предприятия и учебные заведения

5-9

Кл. руководители 5-9 кл.

21.            

Спланировать проведение родительских собраний (общешкольных, классных).
“Анализ рынка труда и востребованности профессий в регионе”
“Медицинские аспекты при выборе профессии”

5-9

Зам. директора по воспитательной работе Буза И.А 
Кл. руководители 5-9 кл

22.            

Привлекать родителей к оформлению профориентационных уголков, профориентации, стендов, к организации экскурсий

7-9

Кл. руководители 7-9 кл.
Учителя-предметники

23.            

Подготовка рекомендаций родителям по возникшим проблемам профориентации

9

Кл. руководители 9 кл
педагог-психолог Ананина Л.В

24.            

Привлекать родителей к руководству кружками по интересам

5-9

Зам. директора по ВР Буза И.А
Кл. руководители 5-9 кл

25.            

Организовать для родителей встречи со специалистами.
Круглый стол “Выбираем свой путь” для учащихся и их родителей с участием представителей учебных заведений.
 

9 кл

Кл. руководители
педагог-психолог Ананина Л.В

 

Работа с учащимися

   

26.            

Допрофильная подготовка
Курс “Выбор” и “Твоя профессиональная карьера”

9

Учителя-предметники
Кл. руководители 9-х кл

27.            

Проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения города

6-9 кл..

Кл. руководители

28.            

Организация тестирования и анкетирования учащихся с целью выявления профнаправленности

6-9

Педагог-психолог Ананина Л.В Кл. руководители 6-9 кл

29.            

Проведение опроса по выявлению проблем учащихся по профориентации

9

Кл. руководители 9 кл.

Педагог-психолог Ананина Л.В

30.            

Проведение месячников по профориентации, конкурсов по профессии, конференций, интеллектуальных игр и др.
Классный час “Есть такая профессия – Родину защищать”.
Конкурс рисунков “Моя будущая профессия”
«Мама, папа на работе»

1-9 кл

Зам. директора по воспитательной работе Буза И.А 
Кл. руководители 6-9 кл

31.            

Организация предметных недель, декады (по направлениям), олимпиады по "Технологии"

 

Учителя технологии – Сергеева И.С, Родин В.В

32.            

Организация и проведение с учащимися выставок “В мире профессий”:
“Транспорт”, “Военные профессии”
“Информационные технологии”.
“Строительство и архитектура”, и т. д.
Организация и проведение с учащимися викторин, бесед

4-9

Кл. руководители 4-9 кл, зав.библиотекой –Буровина Е.В.

33.            

Проведение серий классных часов (согласно возрастным особенностям)
“Сто дорог – одна твоя”
“Как претворить мечты в реальность”
“Легко ли быть молодым”
“К чему люди стремятся в жизни”

5-9кл.

Кл. руководители

34.            

Организация и проведение встреч с представителями различных профессий

5-9 кл

Кл. руководители

35.            

Организация экскурсий и встреч со специалистами
“Центра занятости”

 

Зам. директора по воспитательной работе Буза И.А

36.            

Обеспечение участия учеников выпускных  в днях открытых дверей учебных заведений

9кл.

Зам. директора по ВР ПахоБуза И.Амова Т.В

37.            

Расширение знаний учащихся о новых профессиях учителями-предметниками

1-4 кл.
6-9кл.

Учителя-
предметники

38.            

Организация экскурсий в «Центр занятости», помощь в определении профиля обучения

9 кл.

Кл. руководители, педагог-психолог Ананина Л.В

39.            

Обеспечение участия учащихся в работе ярмарки вакансий с целью знакомства с учебными заведениями и рынком труда

9кл.

Зам. директора по воспитательной работе Буза И.А 
Кл. руководители

40.            

Организация работы кружков на базе школьных мастерских и вовлечение в них учащихся.
Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества

 

Учителя технологии- Сергеева И.С,Родин В.В

41.            

Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе, в учреждениях дополнительного образования

3-9

Кл. руководители

42.            

Проведение диагностики по выявлению интересов учащихся

 

Педагог-психолог Ананина Л.В

43.            

Организация пятой трудовой четверти.
Обеспечение участия учащихся в работе ученических трудовых бригад, работа на пришкольном участке:
- знакомство с профессиями, связанными с растениеводством;
- знакомство со строительными профессиями;
- пришкольный лагерь  дневного пребывания с трудовым направлением.

5-9 кл

Зам. директора по воспитательной работе ПахомБуза И.Аова Т.В 
Кл. руководители

44.            

Изучение читательских интересов школьников, составления индивидуальных планов чтения, обсуждение книг, имеющих профориентационное значение

 

Зав.библиотекой Буровина И.А

45.            

Защита проектов в рамках школьной научно-практической конференции «День науки»
“Моя профессиональная карьера”
“Ступени мастерства”
“Мои жизненные планы, перспективы и возможности”

2-9

Кл. руководители